МУЗЫКАЛЬНО-МЕНТАЛЬНЫЕ ДИАЛОГИ
МУЗЫКАЛЬНО-МЕНТАЛЬНЫЕ ДИАЛОГИ
Уже не первый год плотный график концертов в рамках «Киев Музик Феста» вызывает у его поклонников огорчение. Ведь хочется непременно посетить максимум концертов, так чтобы не остаться без «основного блюда» или «десерта». К сожалению, часто приходится выбирать, что душе ближе. Так случилось и в Международной день музыки, отмечаемый ежегодно 1 октября – ценители серьезной музыки отправились в филармонию, а экспериментально настроенная публика – в Киевский дом архитектора, где были представлены обработки украинских народных песен, сделанные композитором Иваном Тараненко. Используя музыкальные ресурсы джаза, рока, фолка и классики, автор создал особый фьюжн-проект, который привлёк внимание достаточно широкого круга слушателей.
Собственно, и филармоническую публику, пришедшую на концерт «Музичні діалоги: Україна – Швейцария», консервативной не назовёшь. Ведь представленная там музыка демонстрировала преимущественно авангардные техники, а все мы знаем, что французское слово avant-garde в переводе означает «передовой отряд». Да только является ли это художественное течение во втором десятилетии XXI века передовым? Судя по уходившей из зала публики – нет. Но, как говорится, на каждый товар свой покупатель найдется.
В рамках XXVI-го «Киев Музик Феста» уже были представлены украинско-канадские и украинско-польские музыкальные связи. На этот раз в фокус внимания попали Украина, Швейцария и Литва. Радует, что серия таких концертов способствует не только знакомству с музыкой других национальных культур, но и дает возможность частично осознать особенности менталитета этих стран. К примеру, представленное «Concerto grosso» для скрипки, виолончели и струнного оркестра швейцарской скрипачки и композитора Габриэлле Бруннер вполне можно рассматривать как «национальный портрет» этой западноевропейской страны.
Обращение к барочному жанру не является чем-то необычным. В течение всего ХХ века апелляция к старинным формам и жанрам была актуальной для композиторов, и в настоящее время не утратила своей значимости. Однако характер обращения со старым материалом – вот что отличает одну композиторскую манеру от другой, и шире – национальную ментальность. Габриэлле Бруннер со свойственной швейцарцам лаконичностью сократила кончерто-гроссо до одночастного сочинения, оставив при этом лишь главный жанровый признак – чередование и противопоставление звучания всего состава исполнителей (рипиено) и группы солистов (концертино), и выгодно отличившись своей краткостью от других звучавших в концерте авторов. Кстати, партию скрипки исполняла сама Габриэлле Бруннер, а партию виолончели –– эмигрировавший в Швейцарию блестящий украинский виолончелист – Денис Северин.
Пользуясь широким спектром интернациональных авангардных приемов звукоизвлечения (удары смычком по струнам, надрывная attacca), Бруннер тем не менее сумела передать те качества, которые мы привыкли ассоциировать со свободолюбивым и невозмутимым народом Швейцарии (вспомним о легендарном образе Вильгельма Телля) – эмоциональную сдержанность, уравновешенность и упорство.
Были и другие музыкальные события: литовский композитор Освальдас Балакаускас (учившийся в Киевской консерватории в классе Бориса Лятошинского) представил на суд украинской публики «Ostrobthnian sympfony» для струнного оркестра; Святослав Лунев продемонстрировал мастерское владение репетитивной техникой, успешно применив её в финале впервые исполненной «Ночной и Дневной музыки» для струнного оркестра; а Владимир Рунчак, находившийся весь вечер за дирижерским пультом, сделал попытку реабилитировать своё юношеское сочинение, получившее на выпускном экзамене скверную оценку. К слову, так оно теперь и называется – «Двоечно-троечная» камерная симфония № 1 для струнного оркестра.
Представленные композиторы высветили различные грани современного музыкального творчества, но общая тенденция тяготения к устаревающим приемам и формам, к сожалению, объединяла всех под общим знаменателем.
Лилия Николаенко