НАЦІОНАЛЬНА СПІЛКА КОМПОЗИТОРІВ УКРАЇНИ

Новини

04.07.2024

УКРАЇНСЬКІ КОМПОЗИТОРИ НА КУЛЬТУРНОМУ ФРОНТІ (червень 2024). Під шаленим, злочинним натиском ворога Україна стоїть насмерть. Кожний українець на своєму місці робить максимум можливого для перемоги. Постійно долучається до цієї боротьби українська композиторська спільнота, кожний митець працює на перемогу, відстоюючи волелюбність та національну ідентичність нашої багатоскладової музичної  »»»



06.06.2024

УКРАЇНСЬКІ КОМПОЗИТОРИ НА КУЛЬТУРНОМУ ФРОНТІ (травень 2024). Українські композитори і музиканти продовжують утримувати передові мистецькі позиції на фронті боротьби за вільний розвиток і торжество національної культури. Музика, що народжується в Україні, все переможніше крокує світом, викликаючи захват у зарубіжних слухачів. Звісно, перше  »»»



02.05.2024

УКРАЇНСЬКІ КОМПОЗИТОРИ НА КУЛЬТУРНОМУ ФРОНТІ (квітень 2024). З приходом весни культурне життя завжди активізується, але в нинішньому квітні, здається, так, як ніколи. Особливо це стосується виконання музики українських сучасних композиторів різних поколінь та творчих вподобань. В нашому огляді спробуємо висвітлити хоча б деякі музичні події, що відбулися на різних концертних майданчиках України і незважаючи на складні умови воєнного часу »»»



16.04.2024

ОБ"ЄДНАННЯ КОЛЕКТИВНОГО УПРАВЛІННЯ (ОКУ) "ОБЕРІГ" ЗАПРОШУЄ композиторів до співпраці з охорони авторських прав. »»»



03.04.2024

УКРАЇНСЬКІ КОМПОЗИТОРИ НА КУЛЬТУРНОМУ ФРОНТІ (березень 2024). Разом з усією нашою країною в складних умовах воєнного часу українські композитори невтомно продовжують свій шлях до перемоги. Шлях цей складний, сповнений важких втрат, про які ми завжди пам’ятаємо, але й не здаємося, завойовуючи все нові рубежі на мистецькому фронті. В березневі дні вся музична громадськість України згадувала  »»»



Всі новини »

ІНТЕРВ"Ю З ВАДИМОМ ХРАПАЧОВИМ



     

Всегда интересно побывать в творческой лаборатории композитора, услышать его размышления о своем творчестве, о секретах его работы над сочинениями, о специфике той сферы музыкального искусства, в которой он себя нашел. Своими размышлениями по поводу творчества поделился Вадим Юрьевич Храпачев – выдающийся кинокомпозитор, автор музыки к 96 фильмам.
В беседе композитор обратил внимание на некоторые моменты, представляющиеся мне чрезвычайно важными для понимания его творчества. Поэтому выношу их во вступление к интервью с тем, чтобы осветить фигуру композитора как можно вернее.
В. Храпачев позиционирует себя исключительно как кинокомпозитор, хотя среди его работ имеются музыкальные произведения в академических  жанрах, в частности – Симфония для оркестра с солирующим квартетом в двух частях (1983).
Принципиальным представляется утверждение композитора о том, что, музыка для кино не может существовать вне кино, не может быть изъята из фильма и функционировать как отдельное художественное произведение. И действительно, музыка Храпачева отличается редким и бесценным качеством - полным слиянием и взаимопроникновением с визуальным рядом. Каждая работа композитора – это момент неделимого сотворчества с режиссерами в жанрах игрового, документального кино, мультипликации…

     

    

 – Вадим Юрьевич, одним из самых интересных для зрителя, слушателя является вопрос: как осуществляется процесс сотворчества композитора и режиссера? Известны высказывания Э.Артемьева о том,  что А.Тарковский практически диктовал композитору свою волю, участвуя в отборе музыкального материала для кинокартины. А, к примеру, Ф.Феллини импровизировал вместе с Н.Рота и незаметно для композитора записывал на диктофон созданные им звуковые образы. Многие годы творческого сотрудничества связывают Вас с Романом Балаяном. Расскажите, как у Вас происходит совместная работа с режиссером?

     

– Мне кажется, отбор музыкального материала для фильма не является диктатом. Это профессиональная обязанность каждого кинорежиссера.

Примерно в одно время, в 1981 году я начал работать с двумя замечательными режиссерами - Романом Балаяном в игровом кино и Евгением Сивоконем в анимационном. При абсолютной непохожести их объединяет одно качество - настоящая профессиональная смелость. За это время, а это больше половины моей жизни, я участвовал в создании восьми фильмов Балаяна и одиннадцати  Сивоконя.

     

Каждая новая работа начинается с нуля. Опыт предыдущих работ может скорее помешать. Почти всегда это совместные поиски интонации фильма, его чувственной составляющей. Ощущение музыки, как некоего камертона будущего фильма, может возникнуть у режиссера еще до конкретного замысла. Роман Балаян говорил когда-то, что во время работы над сценарием он постоянно слушал Баха.

     

Вообще, взаимоотношения режиссера и композитора в авторском кино -это весьма личностная история. Когда-то я нашел для себя формулу – «композитор должен написать ту музыку, которую написал бы режиссер, если бы он был композитором». Музыка к фильму делается «на одну руку» с режиссером. И не только музыка. Это относится ко всем профессиям, участвующим в создании фильма. А композитор работает последним, когда съемка уже закончена.

     

В анимационном кино все несколько иначе. В классической «диснеевской» анимации работа начинается с музыки, то есть сначала придумывается и записывается музыка, а потом снимается фильм. Это нужно для полной синхронности изображения и звука. Но  у нас с Евгением Яковлевичем все не по правилам. Из одиннадцати фильмов только один мы сделали по классической технологии, а к десяти музыка записывалась после того как изображение было практически готово. Так получается точнее. Точнее по мысли. А для совмещения звукового и визуального рядов, а также для синхронизации индивидуальных «душевных порывов» Евгений Яковлевич придумал свою технологию. В начале каждой работы он рисует для композитора настоящие «линеарные партитуры». Еще и разноцветные.

    

 – В современном кинематографе в связи с усовершенствованием технических средств изменился и процесс создания музыкального оформления. Вадим Юрьевич, как это отразилось на Вашем творчестве? Менялась ли Ваша техника работы в кино?

     

– Менялась. Менялись не только технические возможности. Менялся я сам. Но заниматься «музыкальным оформлением» интересно никогда не было. Интересно участвовать в чем-то. Здесь и сейчас. У меня есть фильмы, где музыка стала частью киноязыка, где персонажи вместо реплик общаются музыкальными фразами.

     

Примерно в первых тридцати фильмах я сам придумывал правила, играл с разными видами техники. Наверное, мое «нетрадиционное» для композитора теоретическое образование стимулировало поиски. Мне хотелось почувствовать возможности разных техник - алеаторической, сонористической и др. Или необычные сочетания инструментов. Особенно интересно было работать с режиссерами, которые участвовали в этих «играх».

     

Когда я начинал работать в кино, практически вся музыка писалась для оркестра или разных ансамблей. Эпоха электронной музыки была еще впереди. А технология многоканальной записи позволяет оркестровать компактнее, чем при живом исполнении. Естественный оркестровый баланс предполагает уравновешивание звучания одной оркестровой группы количеством инструментов другой. В кино не нужно использовать четыре кларнета для симфонического оркестра, не нужно делать дублировки и т.д. Там применяется совсем другая техника оркестровки. В кино нужен искусственный баланс, который создается с помощью микрофонов.

     

Работа композитора в кино – это большей частью стилизация. Для зрителя необходима привычная звуковая среда. Часто для режиссера тоже. Иногда, в процессе монтажа режиссер для внутреннего комфорта может поставить какое-нибудь очень известное произведение, а после говорит: «Я в том эпизоде поставил 7-й вальс Шопена, могу так оставить, но если ты напишешь лучше, могу и твой вальс взять». А на киностудии им. Довженко долгие годы рассказывали, как в одной экспликации (первый этап работы композитора над фильмом - словесное описание будущей музыки) было написано: «Звучит музыка, похожая на 1-й концерт Чайковского, только лучше».

     

Музыка может и похоронить, и возвысить фильм. Неудачная музыка действительно может испортить хороший фильм, а в плохом фильме не бывает хорошей музыки.

     

– Вадим Юрьевич, расскажите, пожалуйста, какова роль  звукорежиссера в работе над звуковым оформлением фильма? В наше время нередки случаи, когда звукорежиссер выступает и в роли композитора. Как Вы относитесь к такому совмещению профессий?

     

– Композитор и звукорежиссер – это разные специальности. Далеко не всегда пианист сам настраивает рояль, при всем моем уважении к обеим профессиям. Так же и в кино. Звукорежиссер должен записать музыку, а потом – отредактировать запись. Это - скрупулезнейшая работа. Это очень важная и редкая профессия. Мы со звукорежиссерами сутками сидим и редактируем. А композитор и так объединяет в себе множество специальностей. Конечно,  и тут бывают счастливые исключения.

     

– Работа в жанре киномузыки требует особого умения и таланта. Что было толчком для обращения к этому сложному и специфическому жанру? Когда Вы впервые начали сочинять музыку?

     

– Я никогда не сочинял вплоть до начала работы в кино. Я учился на историко-теоретическом факультете в классе Н.А. Герасимовой-Персидской и хотел быть музыковедом. Во время учебы в консерватории работал редактором на Радио. Иногда для заработка занимался оркестровками. Чистая случайность привела меня в кино: мне предложили написать музыку к к/ф «Старая крепость». Даже не так. За два года до «Старой крепости» меня пригласили частично оркестровать, частично дописать что-то для киноварианта «Поцелуя Чаниты», и я честно отказался. Я тогда не любил или не понимал оперетту. Потом уже, после нескольких лет работы в кино, пошел учиться на композиторский факультет Одесской консерватории. Моей дипломной работой была двухчастная симфония с солирующим квартетом. Сохранилась запись симфонии - она сделана Государственным оркестром под управлением Ф.И. Глущенко. О сотрудничестве с этим великим музыкантом стоило бы рассказать отдельно. Других больших сочинений у меня нет. Я исключительно кинокомпозитор.

     

– В энциклопедических изданиях и на интернет-страницах указано, что Ваша последняя работа – музыка к фильму «Дот» (2009). Действительно ли это так? К скольким на сегодняшний день кинофильмам Вы написали музыку?

     

– После «Дота» с тем же режиссером – Анатолием Матешко - были сняты к/ф «Двое», «Каминный гость» (от слова камин). В 14-м году с режиссером Анной Акулевич я работал над фильмом «Это - я». Я написал музыку к сотне кинофильмов.  Но каждый раз, когда я принимался считать – три или четыре раза - досчитывал только до 96 (смеется).

     

– Спасибо, Вадим Юрьевич! Желаю Вам творческих успехов!