ВИКТОРИЯ БИБИК
ПОСВЯЩЕНИЕ ВАЛЕНТИНУ БИБИКУ
В 2013 году, в десятую годовщину смерти выдающегося украинского композитора Валентина Саввича Бибика, во многих странах состоятся концерты, посвященные его музыке. Цикл открылся в Киевской Филармонии 29 марта, где с большим успехом состоялась украинская премьера Второго виолончельного Концерта в исполнении прекрасного виолончелиста, одного из самых известных и талантливых музыкантов своего поколения Бориса Андрианова и прославленного Маэстро Романа Кофмана. Концерт стал частью уникальных программ, проводимых Романом Исааковичем.
Трудно переоценить вклад Романа Кофмана в раскрытие и сохранение творческого наследства Бибика. И дело не только во множестве блистательных исполнений дирижером музыки отца, всегда становившихся событиями. Но и в удивительном, редком созвучии двух ярчайших музыкантов.
Виолончельный Концерт – одно из последних сочинений отца, которое завершало программу последнего прижизненного авторского папиного концерта, состоявшегося в Тель-Авиве. Отец уже не смог быть на концерте...Вскоре его не стало...
Музыковеды Марина Черкашина-Губаренко и Елена Зинькевич, присутствовавшие на концерте в Киеве, как и многие подходившие к нам слушатели после концерта, отметили превосходное исполнение Бориса Андрианова и оркестра под управлением Кофмана и поделились с нами большим впечатлением, которое произвела на них музыка виолончельного Концерта. Марина Черкашина назвала Концерт одной из вершин творчества отца.
30 марта цикл концертов продолжился в родном городе композитора. В Большом зале Харьковского национального университета искусств состоялся вечер, посвященный музыке отца. Этот концерт я задумывала не только как посвящение Валентину Бибику, но и дань уважения его друзьям и коллегам. Мне хотелось, чтобы в одной программе прозвучала музыка как хорошо известная харьковчанам, так и никогда не звучавшая в Харькове.
.
Впервые были исполнены «Два Псалма Давида», написанные по просьбе Джоэла Сакса, американского дирижера и пианиста, близкого папиного друга. Премьера этого сочинения состоялась на фестивале Линкольн Центра в Нью-Йорке, в исполнении ансамбля "КОНТИНУУМ" и обладательницы премии ГРЭММИ, сопрано Хилы Плитман. Сочинение неоднократно исполнялось в Европе, записано на диск в США.
Впервые прозвучала и "Скорбная музыка", посвященная памяти замечательного музыканта, профессора Петербургской консерватории, в 80-х годах работавшего в Харькове, скрипача Александра Юрьева. Премьера этого сочинения состоялась в зале Капеллы Санкт-Петербурга.
Трио № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано при жизни отца много раз исполняли в Харькове, Киеве, Москве, Петербурге Григорий Куперман, Игорь Гайда и Виктория Лозовая. Теперь вместо покойной Виктории Лозовой партию фортепиано исполнил Игорь Приходько.
В его же исполнении прозвучала Шестая Соната и "Шесть Интермеццо" для фортепиано. В программу вошел и вокальный цикл «Акварели» - одно из ранних известных сочинений, в исполнении молодой певицы Марины Черноштан и пианистки Светланы Клебановой.
Все исполнители концерта хорошо известны харьковской публике. То, с каким энтузиазмом они подошли к подготовке программы, с какой отдачей были исполнены сочинения, как чутко и тепло реагировали слушатели в зале показало, что музыка Бибика никого не оставила равнодушным.
31 марта состоялось открытие мемориальной доски Валентину Бибику на доме 16 по улице Чайковского в Харькове, где он жил с 1980 по 1994 годы, где написаны многие его сочинения. Было очень приятно видеть папиных студентов, молодых музыкантов, друзей и коллег отца. Удивительным было дружное отсутствие большинства представителей Харьковского отделения Союза Композиторов, как и кого-либо из официальных лиц. Впрочем, на общую атмосферу это нисколько не повлияло, а может быть и наоборот: отец никогда не был частью официальщины, не любил этого и замечательно, что пришли только те, кто искренне его помнит и любит.
Цикл концертов продолжится 8 мая в Нью-Йорке. Заключительный концерт состоится в конце осени в Киеве. В исполнении оркестра Киевской Филармонии под руководством Романа Кофмана прозвучат две мировые премьеры: Третий фортепианный Концерт и Симфония для сопрано и симфонического оркестра на стихи И.Бродского.