НАЦІОНАЛЬНА СПІЛКА КОМПОЗИТОРІВ УКРАЇНИ

Новини

08.06.2017

В КИЄВІ РОЗПОЧАЛИСЯ КОНЦЕРТИ XХVII Міжнародного фестивалю "Музичні прем"єри сезону" »»»



27.05.2017

У ДРОГОБИЧІ ВІДБУВСЯ КОНКУРС ЮНИХ МУЗИКАНТІВ "ФРАНКОВЕ ПІДГІРЯ". У місті Дрогобич на Львівщині вдбувся ІІ Всеукраїнський конкурс юних музикантів "Франкове Підгіря". Чотири дні копіткої та цікавої роботи (29.04 - 02.05.2017 р.) підтвердили високий рівень цього змагання, його унікальну своєрідність.  »»»



21.05.2017

Своє 60-річчя відсвяткував відомий закарпатський композитор Віктор ТЕЛИЧКО. З нагоди ювілею 16 травня 2017 р. в Закарпатській обласній філармонії відбувся його авторський концерт. Талановитий ужгородець присвятив музиці більше півсторіччя, а своєю діяльністю звеличує і популяризує Закарпаття на всеукраїнському та світовому рівнях. Віктор Теличко багатогранний митець – піаніст, педагог, Голова Закарпатського осередку Національної спілки композиторів України, музично-громадський »»»



19.05.2017

Наприкінці квітня у весняній Одесі за традицією відбувся ХХІІІ Фестиваль новой музыки «2дня&2ночи». Як завжди, на ньому було багато учасників з різних країн світу від Австралії до США. Цього року провідні музичні ідеї фестивалю - це тема ПАМ"ЯТІ, присвячена двом трагічним подіям — героїчно загиблому відомому співакові, Герою України, Василю Сліпаку — учаснику першого »»»



18.05.2017

«СУЗІР’Я ТАЛАНТІВ ЗАПОРІЖЖЯ». Вже п’ятий рік поспіль в теплі травневі дні поціновувачі високого мистецтва Запоріжжя отримують королівський подарунок – творчий звіт Запорізької філії Національної Спілки композиторів України. Концертна програма «Композитори Запоріжжя запрошують…», що відбулась 5 травня у концертному залі ім. М.І.Глінки, - плід спільної праці академічного симфонічного оркестру обласної філармонії під керуванням народного артиста України В’ячеслава Реді і талановитих запорізьких авторів. «Головна мета концертів полягає в тому, щоб дати можливість нашим композиторам продемонструвати землякам свої творчі напрацювання, - поділився »»»



Всі новини »

ЗУСТРІЧ З МУЗИКОЮ



Ольга Михейшина

Встреча с Музыкой




Очень трудно воспринимать музыку современников. Можно оступиться, ошибиться, не понять новой красоты. С другой стороны, часто возникает ощущение, будто музыка не слышит Человека…


До первой встречи с произведением Ивана Тараненко «Пісні небесних душ» для кларнета с оркестром, прозвучавшего в концерте-открытии КМФ’2015, у меня возникла некая  предубежденность по отношению к нему. Удивили несколько претенциозное название, апеллирующее к  трагическим событиям нашей истории, неожиданная стилевая принадлежность музыки к академической традиции (композитор в наши дни известен, прежде всего, как автор фьюжн-проектов, являющихся синтезом джаза, рока, фольклора, классической музыки). Все это создало настороженную установку на восприятие. 

Однако музыка полностью опровергла все предубеждения. Во время звучания сочинения сразу возникло ощущение непосредственного контакта с ним как с живым существом,  потребность вновь пережить и осознать не до конца передуманное, осмысленное, прочувствованное. Самое же главное в произведении – насыщенность «говорящими», жизненными, честными интонациями, которые вызывают эмоциональный отклик при первом же слуховом восприятии.  А ведь это, в первую очередь (а может быть – только это),  и нужно современному человеку – слушателю, уставшему от конфликтов, растерянному, полному противоречий, стремящемуся к поиску ответов на вечные вопросы и – к обретению гармонии. И именно это качество в современных музыкальных произведениях закамуфлировано или же вовсе отсутствует, в результате чего часто возникает ощущение душевной пустоты, усталости, чрезмерной усложненности музыкального языка и размытости авторской концепции.

Погружение в музыку нередко вызывает сенсорные отклики: зрительные,  цветовые, фигуративные ассоциации. Для меня в концерте Тараненко образ музыки представляется цветным, округлой, гармоничной формы. Цвет – гипсовый, белый. Не праздничный, но величавый, возвышенный. Возможно, при  повторном прослушивании ассоциации исчезнут. Или же подтвердятся более конкретными слуховыми впечатлениями. Но то, что они возникают при первом же восприятии как «фотографический», целостный образ живого звучания  – удивительно.

Красота и выразительность Концерта  во многом связаны с эффектом «поли»:  полиметрии, полиритмии, сосуществования в одновременности разных временных токов. В воображении прочерчивается четкая структура произведения, где сонористические волны музыкального движения устремлены к центральному моменту драматургии – хоральному эпизоду в es moll  (именно этот момент оказался главным в моих записях  во время концерта. На странице записной книжки значится: «Хорал es moll. СОЛИСТ умолкает»). В коде создается впечатление космического сияния…

Остроте восприятия опуса Тараненко способствовало местоположение произведения в драматургии концертного вечера. Как первый номер программы, это сочинение, стройное по форме, лаконичное, открыло многочастное симфоническое действо КМФ’2015 с кульминационной точки. А ощущение «информационного голода», возникшего из-за длительного – годового  – ожидания встречи с Фестом, усилило радость этой состоявшейся встречи и расцветило лучшие стороны партитуры Тараненко. Однако даже в других «драматургических условиях»  не стерлось бы самое сильное,  уникальное качество произведения,  его главное  достоинство  -  обращение к Человеку